Вентиляция торгового центра
Приточно-вытяжная вентиляция - это одна из обязательных инженерных систем любого торгового центра. Необходимый воздухообмен в торговых помещениях предусмотрен законодательством, и согласно строительным нормам составляет 20м³/ч на одного покупателя и 60м³/ч на одного сотрудника. Для того чтобы организовать вентиляционную систему, способную обеспечить необходимые параметры воздуха на больших торговых площадях, требуется мощное оборудование и специальные решения, основанные на подробном анализе здания, учете его конструктивных и функциональных особенностей.
Торговые центры можно условно подразделить на однообъемные магазины-склады типа Ашан, Метро, и т.п. и многофункциональныеторговые комплексы, разделенные на различные зоны, такие как ГУМ, МЕГА и подобные. Организация системы вентиляции в них существенно различается.
Особенностью магазинов-складов является большая площадь, однообъемность, высокий потолок, наличие общей кассовой зоны с наибольшей концентрацией людей. Здесь нет необходимости раздавать воздух в отдельные помещения, поэтому обычно используются мощные приточно-вытяжные системы без зонального регулирования параметров воздуха.
Специфика торговых комплексов заключается в том, что большая площадь разделяется на отдельные функциональные зоны – различные магазины, офисные помещения, склады, рестораны, закусочные, зоны развлечений, салоны красоты и т.д. В каждую зону необходимо обеспечить подачу воздуха, причем параметры воздуха могут быть индивидуальны и рассчитываются отдельно в зависимости от предполагаемой посещаемости и необходимых качественных характеристик. К тому же, большинство торговых центров располагается на нескольких уровнях, а здания имеют индивидуальные конструктивные и архитектурные особенности, различный внутренний дизайн.
Проектирование
Организация системы вентиляции торговых центров начинается с проектирования. Система вентиляции крупных объектов требует большого свободного пространства для размещения оборудования и предварительных подготовительных работ до начала монтажа, поэтому проект системы вентиляции должен быть готов уже к началу строительства или переоборудования здания. В таком случае спроектировать вентиляционную систему можно так, чтобы она максимально корректно интегрировала с другими инженерными системами, а оборудование и системы воздуховодов располагались наиболее рационально.
На этапе проектирования учитывается расположение функциональных зон, рассчитываются оптимальные параметры воздуха для тех или иных помещений, рассчитывается мощность и расположение оборудования и конфигурация воздухопроводной сети. Грамотный проект систем вентиляции и кондиционирования гарантирует поддержание необходимых параметров воздуха и учитывает их возможное увеличение в процессе эксплуатации здания. Помимо этого, задача проектирования выстроить не только надежную климатическую систему, но и подобрать наиболее экономичный вариант как при начальном вложении средств в оборудование и монтаж, так и при дальнейшей эксплуатации и техническом обслуживании.
Для проектирования вентиляционной системы торгового центра необходимо предоставить поэтажный план помещения с указанием всех функциональных зон, место расположения здания, ориентацию по сторонам света, характеристику строительных материалов, источник теплоносителя, а также режим работы и предполагаемую посещаемость каждого этажа. Особые пожелания и уникальные особенности здания также необходимо указывать заранее. На этапе проектирования проводится согласование с архитекторами и дизайнерами по внутреннему интерьеру.
Конечный проект вентиляции включает в себя список оборудования, подробную схему и качественные характеристики воздухопроводной сети, перечень необходимых монтажных работ и позволяет, таким образом, получить представление о необходимых финансовых вложениях еще до приобретения оборудования и начала работ.
Типовые решения
Магазины-склады
Для организации вентиляции в магазинах-складах, как правило, используются мощные приточно-вытяжные системы, основой которых служит промышленный крышный кондиционер или руфтоп (roof-top).
Крышный кондиционер представляет собой моноблочный автономный агрегат, который устанавливается на плоской кровле здания и раздает воздух по системе воздуховодов. Воздуховоды устанавливаются под потолком с равномерным распределением воздухораспределительных устройств. Помимо вентиляции, крышный кондиционер может выполнять функции кондиционирования и воздушного отопления. В таком случае используются кондиционеры с тепловым насосом и калорифером.
Рациональным решением будет установка нескольких агрегатов средней мощности, равномерно распределенных на кровле. В таком случае, можно обойтись без вытяжных воздуховодов, а приточная сеть будет короткой и неразветвленной.
Крышные кондиционеры не требуют сложного монтажа, энергоэффективны, имеют низкие шумовые характеристики, экологически безопасны. Их главное ограничение – это невозможность зонального регулирования параметров воздуха, поэтому они в основном применяются в однообъемных помещениях.
Торговые комплексы
Несмотря на определенную похожесть, каждый многофункциональный торговый центр имеет свои индивидуальные черты: площадь помещения, количество уровней, месторасположение, график работы, наличие, количество и расположение дополнительных функциональных зон, различные архитектурные и дизайнерские особенности. Все это влияет на выбор того или иного решения при устройстве вентиляции, поэтому для каждого объекта система рассчитывается сугубо индивидуально.
Что касается оборудования, то для вентиляции таких торговых центров в основном используются центральные кондиционеры. Центральный кондиционер – это модульный агрегат, состоящий из отдельных секций. Помимо вентиляции, центральный кондиционер предназначен для кондиционирования и нагрева воздуха в помещении. Оборудование собирается под заказ и отвечает индивидуальным требованиям объекта. Центральный кондиционер может быть оснащен следующими секциями: вентиляторной, охлаждения, обогрева, фильтрации, шумоглушения, увлажнения и рекуператором. Все секции собираются в один корпус, который устанавливается в техническом помещении здания.
Центральный кондиционер не является автономным и ему необходим внешний источник холода или тепла. Поэтому, центральные кондиционеры в основном используются совместно с системами чиллер-фанкойл, в которых в качестве хладагента используется вода либо незамерзающая жидкость на ее основе. Такие системы имеют массу преимуществ: регулируют температуру зонально, безопасны, практически не имеют ограничений по длине трассы, имеют возможность последующего подключения дополнительных доводчиков, не портят внешний вид здания.
Помимо непосредственно кондиционирования торгового центра, чиллеры могут использоваться для охлаждения воды для технических нужд, поддержания температуры в декоративных бассейнах и фонтанах, холодильных камерах продуктовых отделов, для организации ледовых катков.
Автоматические системы управления
Для централизованного контроля работы оборудования, климатические системы торговых центров оснащаются системами автоматики и диспетчеризации, которые позволяют устанавливать режимы работы на определенные временные сроки, поддерживать и изменять объем и температуру входящего воздуха, контролировать уровень загрязнения воздушных фильтров, защищать оборудование от перегрева, замыканий и т.д.
Последнее время большое распространение получают «интеллектуальные» системы автоматики, состоящие из микроконтроллера и датчиков, расположенных в наиболее важных частях торгового центра. Такие системы проводят постоянный анализ уровня СО и CH в воздухе, замер температуры воздуха и количества посетителей. Согласно данным полученным от датчиков автоматически регулируется мощность вентиляторов и секций охлаждения или нагрева.
Большим преимуществом автоматических систем управления является существенная экономия на эксплуатационных расходах, так как при их использовании, оборудование работает в наиболее экономичном режиме, практически исключены поломки (и соответственно дорогостоящий ремонт), плюс, значительно облегчается работа эксплуатационной службы здания, и нет необходимости в содержании большого количества обслуживающего персонала.